Понедельник, 20.05.2019, 02:25

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Конкурсные материалы [24]
Материалы журналистов, присланные на конкурс.
СМИ Астаны [8]
Конкурс "Журналистские истории" [12]
Книжная лавка [4]
Конкурс "Нравственный выбор" [24]
Конкурс журналистов 1 [4]
Республиканский конкурс журналистов по освещению проблем развития гражданского общества
Конкурс журналистов 2 [4]
Республиканский конкурс журналистов по освещению проблем развития гражданского мира и межнационального согласия
Конференции в Астане [37]
ноябрь-декабрь 2009
Наш опрос
Что бы вы хотели видеть на нашем сайте?
Всего ответов: 205
Наши коллеги
Портал "Яблоко"
  • Коллеги - педагогический -интернет-журнал Казахстана

  • Пионерский клуб

  • Театр.kz

  • Сайт детских домов Казахстана

  • Комсомол Казахстана (история и современность)

  • Академия сказочных наук

  • Телефон доверия - 150

  • Культура Казахстана

  • Статистика
    Главная » Статьи » Конкурсные материалы

    Если сапожник стал журналистом...
    ЕСЛИ САПОЖНИК СТАЛ ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ
    Будущее нашей,казахстанской журналистики,которая все дальше уходит от своих истоков из-за того,что руководят большинством изданий в нашей республике непрофессионалы, для которых деньги важнее, чем мастерство и этика журналиста. Рынок печатной продукции Южного Казахстана в апреле прошлого года пополнился новой газетой «Робита»,что в переводе со старого узбекского языка означает "связующая нить".Открыл ее я, Авазхан Боранбаев,журналист,проработавший 25 лет в редакции Толебийских районной газеты "Знамя Толебия" в Южно-Казахстанской области. 74 года просуществовала районка,выходила даже в годы войны.Но годы мирового финансовового кризиса оказались тяжелее,чем годы войны.Несмотря на указание Президента реализовать культурный проект "Триединство языков", русскоязычную газету закрыли,с молчаливого согласия районного акимата и районного маслихата.Я не поверил,что такое возможно и четыре месяца ждал: вдруг передумают и исправят ошибку аким и главный редактор Абдималик Рахманкулов.Но мои ожидания были напрасными и я решил открыть новую газету.Так как больше половины читателей газеты "Знамя Толебия" были узбеки, я открыл газету на узбекском языке.Первый номер вышел 3 апреля 2009 года тиражом 5000 экземпляров с помощью собственника ,предпринимателя из села Сайрам Фазлиддина Идинова в формате А4 в 32 страницах и мы раздали весь тираж бесплатно для ознакомления читателям.Со второго номера газета начала выходить тиражом 3000экземпляров,поступала в основном в розницу.Сейчас тираж газеты 8000.Это второй показатель среди узбекских газет в Казахстане, после газеты"Жанубий Козогистон"(газета Южно-Казахстанского акимата).В области выходит более 10 газет на узбекском языке и три журнала.В годы независимости в области открылись и просуществовали от 1 месяца до полгода еще 5 газет на узбекском языке.Поэтому представители узбекской интеллигенции нашу идею открыть новую газету не поддержали, а кое-кто прогнозировал короткую жизнь --от одного до двух месяцев.Но интеллигенты тоже ошибаются,газета нашла своих читателей.В апреле наша газета отметила первую годовщину.Но выражаем глубокую благодарность заместителю акима Сайрамского района Али Амиралиеву за моральную поддержку. Новое издание отличается хорошим качеством исполнения — обилием статей на самые разные темы. Газета рассказывает читателям новости, держит в курсе бизнесов, развлечений, туризма, исправно пополняет доску объявлений с информацией о рабочих местах и пр.Приоритет издания в освещении самых резонансных событий и процессов, происходящих в южноказахстанской общественно-политической жизни. Как я отметил в своем приветственном слове читателям: «Наша идеологическая позиция – объективно оценивать происходящие события. При этом у нас будет много острых публикаций, иронии и сатиры. Наш творческий коллектив – приверженец традиционной школы журналистики, которая, к сожалению, во многих изданиях забывается». В нынешних сложных условиях коллектив редакции газеты «Робита» успешно освещает многогранную производственно-экономическую, социально-культурную жизнь южноказахстанцев. Главное внимание уделяется вопросам развития местного самоуправления и школьного образования, здравоохранения и подъёма сельского хозяйства, духовно-патриотической тематике, поддерживается постоянная связь с читателями.В газете ведутся постоянные рубрики и тематические страницы: «Патриот», «Учись учиться», «Культура», «Закон», «Здоровье», «Семья», «Сельское хозяйство» и другие. На некоторых хочется остановиться подробнее.Патриот.В Южном Казахстане тема патриотического воспитания - особая.Грядущая знаменательная дата - 65-летие Победы - накладывает определённую ответственность, особенно на молодых. Именно поэтому материалы под рубрикой «Патриот» обращены в первую очередь к ним. Отрадно видеть, что тема эта не оставляет сегодняшних мальчишек и девчонок равнодушными. Они знают, где воевали деды и прадеды, знают, какой ценой завоёвано счастье, и - что особенно важно - помнят и гордятся их подвигами.Семья.Семья - это источник любви и уважения, то, на чём строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. В Южном Казахстане много семей, и даже династий, которые заслуживают уважения, многодетные семьи достойны преклонения. С семьи начинается жизнь… Хочется продолжить: каждого из нас. Не каждого. К сожалению, бывает по-другому. Бывает, что на страницах «Семья» мы рассказываем о детях, которые не знают, что такое тепло семейного очага, но очень хотят его ощутить. Если хоть одного человека не оставят равнодушными судьбы детей из детских домов Южного Казахстана, мы сможем с гордостью сказать, что работаем не зря.Глас/з молодых.Ещё один значимый проект газеты - молодёжный. Он, можно сказать, - предмет особой гордости редакции. То, что молодёжь сейчас «нечитаемая», - ни для кого не секрет. Однако может быть и по-другому. Мы предложили школьникам - юнкорам - «свою территорию» в газете, и… они заинтересовались! Страничку «Глас/з молодых» они формируют сами: сами пишут, сами выступают в роли фотокорреспондентов, да и теме нередко подбирают сами. Журналисты, конечно, координируют и - гордятся: всё-таки «молодёжь нынче пошла» хорошая.Постоянными стали рубрики "Прошлое и сегодняшний день Южного Казахстана", - Люди и судьбы, культурная среда; - «Редакционная гостиная» (гости редакции из числа властных структур, влиятельных чиновников и предпринимателей, интересных людей); - «Защитники отечества» - «Закон и порядок» - «В помощь потребителю» (консультации, вопросы-ответы), - «Тепло семейного очага» - «Анкета успешной женщины» (об успешных женщинах); - «Слово горожанина» с фото; - «Такое безобразие», «Ложка дегтя» (критический материал по наблюдениям журналиста); - «Дайте сказать»; - «Мы и горожане» (фоторепортаж); - «Мое поколение», - «Женский клуб», - «Мужской разговор»; - «Было бы здоровье», - читательские письма и многое другое, - спорт, сканворды, сад-огород, Остаётся добавить, что коллектив «Робиты» - молодой, инициативный, творческий - работает не только умом, но и сердцем. Это важно. Это, может быть, главное. А поэтому, наверное, и результаты есть, и они читателям нравятся. Листая подшивки газеты, мы убеждаемся, что не зря шагаем по родному Южному Казахстану«ради нескольких строчек в газете…» Внешний вид газеты «Робита» отвечает современным требованиям.Материалы выходят на узбекском,казахском и русском языках.Помогаем и желающим изучать государственный язык. Что привлекает читателя в газете еще?Ведь перечисленные выше рубрики есть почти в каждой газете.Может быть то,что мы возрождаем забывшиеся жанры.Как Вы сами знаете,процесс формирования нынешнего уровня СМИ начался не вчера и даже не год, не пять лет назад — он длится не первое десятилетие. Многое менялось и далеко не все — к лучшему. Остановлюсь на судьбе лишь одного жанра, практически исчезнувшего за последнее время со страниц большинства изданий, фактически прекратившего свое существование.Я имею в виду жанр очерка, тот, что со времен Пушкина, Радищева, Герцена, Короленко, считался вершиной журналистики. Тем незавиднее его участь в условиях «свободы слова», когда, казалось бы, «расцветают все цветы».А между тем, воспоминания о лучших очерках советского периода и времен перестройки заставляют думать, что они отнюдь не портили репутацию ни одному изданию, где публиковались, не сокращали число читателей, но скорее, наоборот, заметно расширяли читательскую аудиторию, вовлекая в нее наиболее интеллигентную, прогрессивно, да и просто мыслящую часть общества. Не думаю, что кто-то мог предположить, что именно очерк, вскрывавший новые пласты жизни и, как мощный атомный ледокол, прокладывавший новые пути в журналистике, станет первой жертвой «коренных преобразований». Полагаю, что прежняя роль очерка, как и сами те очерки, игравшие подобную роль, живы в памяти многих, для кого качественная журналистика еще не стала сугубо теоретическим понятием. Сейчас наши СМИ переполнены интервью и повествованиями о жизни одних и тех же довольно плоских, а то и нелепых «героев нашего времени». Издания будто договорились не выходить за узкий круг раскручиваемых персонажей, чью жизнь по каким-то соображениям высшего порядка надлежит отслеживать во всех подробностях, даже если всем давно уже ясно, что они ровным счетом ничего из себя не представляют.Печать становится служительницей культа не личностей, а безличностей. Но качественная журналистика тем и отличается от некачественной, что не позволяет себе простых и однозначных черно-белых выводов. Итак, журналистика какого качества может считаться качественной? Качественная журналистика, как я ее понимаю, — это то, что создается высоким профессионализмом и безусловной приверженностью безупречным нравственным принципам. Если считать продукцию средств массовой информации пищей духовной, а очевидно, таковой она и должна быть, то качественной мы обязаны называть ту, которая не отравляет сознание масс, как отравляет организм человека неумело или небрежно приготовленная еда. Но, напротив, приносит пользу и уму, и сердцу, придает человеку сил, обостряет его духовную зоркость, обращает его взор к тем проблемам общественной жизни, которые определяют сегодня наиболее важные для прогрессивного развития общества явления. Качественная журналистика никогда не подыгрывает ни верхам, ни низам.Качественная журналистика нередко оказывается у истоков тех событий, которые отбрасывают свет или тень на многие годы вперед. Качественная журналистика, о которой я говорю, не цитировала вождей, не брала напрокат, не заимствовала их идеи. Напротив, политики и те, кого мы сегодня называем политтехнологами, чаще, разумеется, без всяких ссылок на первоисточники, цитировали ее.Она, качественная журналистика, давала власти те направления мысли, которые затем не просто повторяли высшие руководители, но которые становились программными для политических и общественных движений, тем самым возвышая журналистику в глазах общества. Журналистика высшего качества — это журналистика открытия, нового слова, нового взгляда. Это — когда обществу на многое открывают глаза, добровольно или невольно закрытые.Это — когда рассказывают о чем-то, далеко не всеми осознанном так, что многое вдруг становится на свои места, освещается светом многозначности и многослойности. Это — когда просвещают и очень образованных людей.Это — сплав нового слова и новой мысли, сформулированной общепонятными словами. Я привел, повторяю, примеры из одного жанра, без вести пропавшего в то время, когда создались исторические условия для его расцвета. Разумеется, исчезновение очерка произошло не само собой. Он не самопроизвольно и не добровольно сошел со сцены, не кончил жизнь самоубийством — это было изгнание. Очерк стал для новейшей журналистики «неформатом». В чем же дело? Когда и чем проблемный очерк, справедливо считавшийся не один век вершиной журналистики, скомпрометировал себя перед текущей современностью? Чем не устроил? Или стал неугоден потому, что грозил скомпрометировать ее, эту современность? Вряд ли у него были такие намерения. Просто безвременно скончалась сама та журналистика, спокойная, вдумчивая, неспешная, королем которой он считался. Она сгинула, оставив богатое наследство, по не вполне понятным пока причинам не привлекающее достойное внимание потомков. Да, изменилось время, изменилось поколение редакторов, претерпел серьезные изменения сам тип современного журналиста. И все же что случилось с той журналистикой, примеры которой я представил? Умерла она своей смертью или погибла насильственной? Обидно, что погибла она как-то излишне неприметно — тихо, покорно, не сопротивляясь. Ведь ей даже не был предоставлен шанс в новых условиях проявить себя. Словно кто-то за нее решил ее участь. За нее решил, что очерк современному читателю ни к чему. Захотели как будто враз совместить две экономии: газетного места и читательского времени. По-моему, это был ошибочный шаг, приведший к «экономии» мыслей, поступающих в общественное пользование. Что же, в самом деле, имеем в сухом остатке? Очерков нет, но это еще не самое страшное. Хотя возродить жанр будет тяжело, даже если некие властители его судьбы передумают и решат, что и при нынешних отношениях газетных магнатов и общероссийской журналистики очерк бизнесу не помеха. Даже если власти, работодатели и журналисты договорятся о его возрождении, составив и подписав некий протокол о намерениях. Или же сразу совместно издадут «приказ», коллективно санкционируют разрешение — немедленно вернуть очерк на страницы современных изданий. Немедленно — не получится. Кому возрождать? Писать кому?Очеркистов того таланта и масштаба, какие были в пору «золотого века» жанра, вывели, как сорную траву. Надо, выходит, возрождать, выращивать новое поколение очеркистов. А это — штучная работа, дело тяжелое и долговременное. Его не ускорят ни факультет журналистики, ни спонсоры, даже те, что полагают, что не кадры, а деньги решают все. Даже время — деньги. Но деньги — не время. А тут нужно время. И немалое.Оборвана нить С утратой очерка и очеркистов связана и третья утрата, по-моему, не менее серьезная. Проблема не в том, что сейчас меньше хороших журналистов, чем было когда-нибудь. Наверное, их не меньше. Считается, и, скорей всего, правильно, что число гениев и талантов в обществе в любое время примерно одинаково. Но если говорить конкретно о журналистике, то и при наличии потенциально прекрасных очеркистов им не реализовать себя в полной мере при отсутствии в СМИ прекрасных редакторов, тех, кто умел бы «доводить» журналистов с отличными задатками до уровня мастеров высокого класса. Сейчас таких редакторов, которым бы журналист, осознающий свою силу, доверял настолько, что внимал бы каждому слову, каждому совету того, кто берет в руки его материал и начинает, что называется, страница за страницей «проходиться» по тексту, помогать дорабатывать, углублять — таких нет или почти нет. Мне кажется,нужно еще многое со старого,хорошо забытого возрождать.Например,в редакции областных газет приезжали профессионалы с республиканских и союзных газет,чтобы дать мастер-класс.А сейчас назначают главными редакторами областных газет людей,не имеющих журналистское образование.Вот где истоки наших бед.Профессиональное общение с асами журналистики было бы, не сомневаюсь, весьма полезно для повышения квалификации редакторов новой волны, если бы те, конечно, не стыдились учиться, не боялись поумнеть.Раз назначают на руководящую должность непрофессионалаов,то зачем нам содержать факультеты журналистики?У страны,где сапожник отказывается тачать сапоги и работает токарем,а токарь выращивает овощи,вряд ли будет будущее.Хорошо что проверяют дипломы учителей,иначе сапожники преподавали бы математику или литературу. В невнимании к опыту своих современников мне видится не просто поразительное равнодушие, да и отчасти высокомерие, но и профессиональная расточительность и в известной мере формальное отношение к своим служебным обязанностям, к настоящему и будущему нашего общего дела — казахстанской журналистики. Зачем нам факультеты журналистики,если престижной областной газетой руководит человек с техническим образованием?На факультетеах журналистики учат мастерству журналистики.Правда, качественное обучение — не последнее условие создания качественной журналистики.Журналистика не живет в отрыве от жизни, в отрыве от культуры, неотъемлемой частью которой является. И происходящие в ней процессы характерны для отечественной культуры в целом, для всех ее составных частей, таких как театр, кино, литература, библиотечное дело, образование, воспитание, где также ощутим кризис качества. Качественное падение общего уровня — следствие тех разрушительных процессов поспешного реформирования, которые происходили в жизни, тех новых отношений, которые позволили устанавливать критерии качества далеко не всегда имевшим для этого серьезные основания лицам. Духовный кризис предшествовал экономическому, предопределив и умножив его последствия. Но одно то, что мы говорим о «кризисе журналистики», порождающем к ней общественное недоверие, — это, по-моему, хороший знак. Само падение доверия к журналистике, как мне видится, тоже хороший знак. Было бы хуже, если бы та журналистика, которая нас с вами глубоко не устраивает, пользовалась широким общественным доверием. Но этого нет. Значит, наши оценки совпадают с критическими представлениями общества. Значит, само общество — читатели, зрители, слушатели — не обманывается. Значит, оно выносит происходящим процессам точную оценку. А это гарантия того, что журналистика, восстанавливая доверие общества, без которого ей не поднять свой авторитет, будет меняться.Поднимая казахстанскую журналистику на новый уровень,мы хотим добиться более высоких результатов.При этом нельзя забывать,что газетчик - чернорабочий литературы, он непосредственный участник сегодняшнего строительства и следует уделять особое внимание литературному уровню газеты.И мы сравниваем литературный уровень газет времен советского союза и нынешнего периода,часто качаем головой:взято не все лучшее. Литературный уровень повествования в его работе "Мой Дагестан" позволил покойному дагестанскому писателю Расулу Гамзатову прославить свой малочисленный народ на весь мир,хотя писал на своем аварском языке.Прав Глава государства Нурсултан Назарбаев,поднявший идею "Триединства языков".Казахстан должен прославиться на весь мир не только подземными кладовыми,но и своим интеллектульным потенциалом.Для этого нужна связующая нить поколений журналистов. АВАЗХАН БОРАНБАЕВ, член Сооза журналистов Южно-Казахстанской области,главный редактор республиканской узбекской газеты "Робита".

    Источник: http://blogs.e.gov.kz/blogs/Zhumagaliev_a/questions/37475
    Категория: Конкурсные материалы | Добавил: aвазхан (30.06.2010) | Автор: Авазхан Абдупаттаевич Боранбаев
    Просмотров: 1310 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Хочу поделиться
    Форма входа

    Поиск
    Социальные закладк
    Наш фотоальбом
    Конференции
    Конференция, посвященная посланию Президента страны
  • Председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году

  • Расширение площадки межконфессионального диалога...

  • 65-летие Победы в Великой Отечественной войне...

  •  Осмысление роли и значения новой столицы – города Астаны

  • Казахский язык
    Онлайн переводчик SANASOFT
    Наши партнеры
    Система авторегистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов
    Copyright Казахстанская Академия журналистского мастерства© 2019Создать бесплатный сайт с uCoz